Правовое регулирование рекламы

Регулирование рекламы

Реклама является двигателем торговли. Мы постоянно что-то приобретаем, и не важно – товар это или услуга. Но мало кто задумывается о правовой природе рекламы. Что можно рекламировать, а что нельзя? Какие нормативные акты регламентируют эту деятельность? Информация об этом не лишняя и весьма полезная, особенно для тех, кто занимается собственной предпринимательской деятельностью. Нарушения правил торговли и рекламирования товаров либо услуг могут повлечь за собой серьезные санкции со стороны Федеральной Антимонопольной службы. В последнее время вопросы, связанные с законодательством в области рекламы становятся все более актуальными. И это понятно, торговля и предпринимательские отношения развиваются все более активным образом в условиях рыночных отношений.

Сфера рекламы представляет собой довольно большую деятельность. Естественно, охватить все не получится. Но мы постараемся выделить основные понятия, в которых можно легко и просто разобраться. Есть определенные требования, которые касаются отдельных видов рекламы. Например, реклама лекарств или банковских продуктов регулируется частными правовыми нормами и правилами. Но мы начнем акцентировать внимание не на стандартных советах. Начнем с системы правового регулирования рекламной деятельности. Правовой вехой в этом случае является Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Существует нормативный акт более десяти лет. Но законодатели прекрасно понимают, что как бы закон хорош не был – без поправок он обойтись не может.

Государственная дума внесла в НПА много разнообразных поправок, которые регламентируют отношения рекламодателей и лиц, заказывающих рекламу, органов надзора, рекламораспространителей.

В 2014 году поправки коснулись вопроса реализации спиртных напитков, а годом ранее были скорректированы вопросы рекламы организаций, выдающих займовые средства. Раньше на улицах можно было заметить транспорт, с водруженными на него рекламными конструкциями. Сейчас благодаря инициативе депутатов государственной думы подобная деятельность запрещена. В 2011 году была запрещена реклама на учебниках. И это только малая часть изменений, которые коснулись этой деятельности в Российской Федерации.

Реклама – что это за понятие?

Давайте поясним, что собственно говоря, собой представляет стандартная реклама? Прежде всего, это информационная сфера, которая информирует потенциального покупателя об определенных товарах или услугах.Познакомимся с признаками. Ведь надо понимать, что является рекламной деятельностью, а что – нет. Итак, основные признаки рекламной деятельности, которые можно систематизировать на основе законодательства России:

- Реклама есть часть информации. Понятно, что информационное поле представляет собой понятие, охватывающее множество разных сведений. Реклама является частным случаем информации, и это понятие довольно считается своеобразным и четко структурированным;

- Еще один довольно важный признак заключается в цели рекламной деятельности. Информация в рекламе подается таким образом, чтобы внимание человека было привлечено к самому объекту рекламирования. Момент этот ключевой, ведь необходимо различать способ подачи информации;

- Цель рекламы всегда направлена непосредственно на объект. Подобная подача информации обязана привлекать внимание к чему-то конкретному. Например, к определенной услуге или товару, который может приобрести любой заинтересовавшийся потенциальный покупатель.

Товар или услуга объединены единым понятием «товары». Просто это обозначение уже прочно вошло в обиход россиян. С правовой точки зрения услуга и товар все же понятия разные. Объектом любой рекламы может быть лицо, предоставляющее разные услуги  или производитель товарной продукции.Реклама предназначается для определенного круга лиц. Рекламодатель рассчитывает на покупательскую аудиторию, обладающую своим психологическим портретом. Есть реклама, направленная конкретному лицу или группе лиц. Она называется адресной и относится больше к области маркетинга.

Стоит сказать и о форме распространения рекламы. Она может быть невербальной или вербальной, аудиовизуальной в виде ролика. Распространяется реклама при помощи Интернета, печатных ресурсов, телевизионных СМИ, дисков, брошюр, плакатов, сувенирной продукции.

Что нельзя считать рекламой?

Есть определенная категория информации, которая не может относиться к рекламе. И мы раскроем ее более подробным образом. В частности, возьмем такое понятие, как политическая реклама. По сути, она является ничем иным, как компанией предвыборного характера. Федеральный закон о рекламе не включает в свои основные положения понятие предвыборной агитации. Соответственно он не регулирует эту отрасль информационной деятельности. Хотя многие и считают политические агитации рекламной деятельностью. Но они не направлены на рекламирование тех же услуг либо популярных товаров для населения.

Не являются рекламой аналитические материалы. Они подходят больше для ознакомления.  Разобрать этот пункт следует более подробным образом, и мы поясним почему. Выше уже было сказано о том, что реклама предназначена для привлечения внимания к продвигаемой услуге либо товару. Но федеральный закон о рекламной деятельности в России имеет прямые ссылки и указания, в которых четко прописаны положения о том, что аналитические материалы к рекламе отношения не имеют.

Приведем простой пример. Некая организация проводит маркетинговое исследование. На основании полученного материала она делает анализ той же покупательской активности. И этот анализ не будет рекламным или продвигающим товар либо услугу. Довольно просто и понятно. Если у рекламодателя возникнут проблемы с законодательством, то тогда придется убеждать антимонопольные органы в том, что аналитика не относится к деятельности рекламного характера. Умение отстаивать свою позицию и четкое знание основ закона позволит избежать довольно солидных штрафов со стороны контролирующих органов.

Простые объявления физических и юридических лиц не являются рекламными, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. И это правило действует даже в том случае, если объявления были поданы за определенную денежную плату. Для наглядности простой пример: некая компания подает в печатные или в информационные СМИ платное объявление о стажировке новых сотрудников. Она не предлагает свои услуги и не рекламирует товар, значит и такое объявление несет не рекламный, а информационный подтекст. Физические лица вообще не имеют предпринимательского статуса. И это говорит о том, что их объявления, в том числе и платные не являются рекламными услугами.

Признаки рекламы

Мы уже поговорили о том, что такое рекламная деятельность и какие типы подачи информации для широкой общественности являются рекламными. Можно полагать, что платность рекламной информации и есть ее основополагающий признак.  На примере описанном выше, видно, что это совершенно не так.  Многие люди ошибаются, полагая, что если информация оплачена – то она априори является рекламной. Следит за размещением рекламы и ее правомерностью антимонопольная федеральная служба. И положения данного государственного органа четко разделяют то, что платность рекламы не есть ее обязательный признак. С другой стороны можно смело заявить о том, что бесплатная, любая простая информация может быть рекламной, если размещать ее в СМИ, тех же рассылках.

Как заметка о товаре или об услуге может быть не рекламной?

Допустим, в активные продажи выходит современный гаджет. И надо написать новость о его выходе. Рекламой будет она или нет? В первую очередь, надо понять, как будет выглядеть основная информация. Если это простая новостная заметка с датой появления новинки на рынке – то тогда такой способ подачи информации не является рекламным.Расписываются технические и эксплуатационные характеристики устройства? В таком случае это будет прямой рекламой, которая мотивирует потенциального покупателя на покупку указанного в заметке товара. Если о гаджете пишут буквально все кому не лень, то имеется информационный повод для его анонсирования в средствах массовой информации. Но антимонопольные органы могут просто не обратить на этот факт своего внимания.

Что же важно знать и помнить? Прежде всего, в уголовном законодательстве, как и в административном праве, действует понятие презумпции невиновности. Важно занять свою проактивную позицию. Законодательство Российской Федерации довольно обширно, масса норм и правил не выполняется на практике. Защищать свои права лучше не самостоятельно, ведь сложно знать все тонкости и подводные камни правоотношений в сфере рекламной деятельности. Не лишней будет консультация юриста, разбирающегося в подобных вопросах. Не стоит занимать позицию ожидания. Это не всегда оптимальный и действенный метод решения проблем.

Ознакомьтесь с законом о рекламе, ведь штраф за незаконную рекламную деятельность может достигать пятисот тысяч рублей. Согласитесь, сумма довольно крупная. Предупрежден – значит вооружен. А в этой ситуации знания являются вашей основной силой. Не стоит избегать представителей антимонопольной службы. В процессе защиты своих интересов оптимально выбрать активную сторону собственной защиты. Вот такие нехитрые советы, которые доступны буквально для каждого человека.

Оставить комментарий

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.