Договор публичной оферты

Что такое публичная оферта

Договор публичной оферты призван зафиксировать все значимые положения сделки, заключаемой между владельцем сайта и его потенциальными клиентами. При этом не имеет значения, что большинство пользователей Интернета по инерции только ставят галочку напротив строки об ознакомлении с офертой, совершая покупку. Такое отношение к договору присуще даже тем, кто не понаслышке знает об особенностях ведения дел в сети. Видимо, подобная практика сложилась в силу культурного воспитания и несовершенных правовых традиций: подписывать, не вникая в суть документа и фактически не читая его.

При возникновении спорной либо приводящей к конфликту ситуации онлайн-потребитель тут же «вспоминает» о наличии публичной оферты. Вот тогда он читает его внимательно и, вполне возможно, находит ответы на возникающие вопросы. В результате конфликт может быть исчерпан, даже не начавшись. И владелец Интернет-магазина порой даже остается в неведении относительно претензий покупателя.

Таким образом, публичные оферты рекомендуется размещать на следующих ресурсах:

  • Интернет-магазин;
  • Веб-ресурсы, специализирующиеся на продажах информационных продуктов, или, если выразить иначе, на инфобизнесе;
  • Веб-сервисы, предоставляющие какие-либо специальные опции, включая приложения, программы в закрытом доступе;
  • Сайты-посредники, специализирующиеся на предоставлении посреднических услуг иным веб-ресурсам, юридическим и частным лицам, такие как сервис почтовых отправлений, приема онлайн-платежей, так называемые гаранты виртуальных сделок.

Терминология

Суть публичной оферты заключается в том, что это – договор. Условия его разные, и они меняются в соответствии с направлением веб-сайта. Так, для виртуального магазина он один, а для биржи копирайтинга, например, другой. В первом случае по своим основным положениям оферта похожа на договор купли-продажи, а во втором – на агентский договор. По этой причине каждый владелец сайта должен разрабатывать свою оферту. В качестве шаблона можно использовать образцы сайтов-конкурентов, например. Но основные положения все же должны охватывать специфику вашей деятельности. Поэтому к составлению разделов рекомендуем подходить ответственно.

Есть следующие наиболее часто встречающиеся варианты договоров в области публичной оферты:

  • Соглашение о купле-продаже, составленное для виртуальной площадки, специализирующейся на реализации товаров и/или услуг;
  • Соглашение возмездного оказания онлайн-услуг;
  • Договор агента для виртуальных ресурсов-посредников.

Обращаем ваше внимание на следующий момент. Авторский договор нельзя оформлять как публичную оферту. Подобные договоры, согласно законодательству, заключаются только в письменном варианте и скрепляются подписями сторон. Если выразить иными словами, передавать исключительные права на художественны произведения и уникальные авторские статьи посредством оферты не допускается. Для этого нужен «живой» договор с подписями и печатями (если в качестве сторон выступают юрлица) двух сторон. Не требуется также публичная оферта информационным ресурсам, которые не занимаются продажей. Достаточно будет разместить на сайте пользовательское соглашение.

Допускается ли наличие лишь пользовательского соглашения?

Нередко возникают вопросы о том, можно ли совмещать пользовательское соглашение и договор публичной оферты. Если судить с точки зрения права, не будет противоречить законодательству, когда на веб-ресурсе размещается пользовательское соглашение. Только в нем требуется отразить положения, касающиеся условий предоставления оказываемых вашим сервисом услуг.

Все же не рекомендуется поступать подобным образом. Это может запутать клиентов. Все дело – в объеме содержащейся информации. Так, пользовательское соглашение вполне может состоять из 10 страниц, а то  больше. На выражение условий, касающихся оферты, потребуется не меньший объем. Как результат, на Интернет-ресурсе придется разместить громоздкий документ в более чем 25 страниц. Представьте, на ознакомление с ним может уйти час, которого просто-напросто не окажется у посетителя сайта. Не исключено, что пользователь запутается и отдаст предпочтение другой площадке, где более клиентоориентированно подошли к публичной оферте.

Стоит учесть и такой юридический момент, как возникновение времени акцепта. Оно отличается для двух видов правовых документов. Так, согласно соглашению для пользователей, акцепт начинается при открытии страницы в браузере, во втором – только в момент Интернет-оформления понравившейся товарной позиции или пользования услугой. Накопленный опыт демонстрирует, что до совершения покупки может пройти достаточно много времени. Нередки случаи, что пользователь «ходил» по сайту, но так ничего и не выбрал, но при этом пользовался его информационными ресурсами (статьями, описания к товарам и т.д.).

Как соотносятся публичная оферта и персональные данные

Очень часто перед владельцем сайта возникает проблема конфиденциальности персональных данных. Практически на каждом ресурсе, связанном с продажей товарных позиций или реализацией услуг, происходит обработка тех или иных персональных данных, к примеру, номера телефона, почтового адреса, ФИО и т.д. Операция осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством «О персональных данных». Понятно, что подобная процедура требует согласия субъекта. Но имеются исключения. Чтобы они мели юридическую силу, прежде чем начать обработку персональных данных, заключается договор. Это и есть публичная оферта, в которой существуют положения и о персональных данных.

Равнозначными ли понятиями являются публичная оферта и договор, заключаемый в письменном виде?

Дополнительная значимая функция, которую выполняет публичная оферта, заключается в том, что создателю веб-ресурса не нужно будет заключать договор в письменном виде с каждым своим онлайн-клиентом. Такая форма весьма удобна для действий в Интернет-пространстве, потому что география реализации товаров или услуг практически не имеет границ. Вполне возможно, что это один город, вся страна, все государства мира. В силу данного обстоятельства проблемной может стать заключение договора с пользователями по отдельности.

Подытожим: договор публичной оферты представляет собой не отдельный вид договора, а один из вариантов его подписания сторонами.

Нельзя отказаться можно

Стоит рассказать еще об одном важном аспекте. При размещении оферты владелец Интернет-ресурса берет на себя ряд обязательств. Так, при оформлении пользователем сети заказа он не может не заключить договор, значит, обязан удовлетворть желания покупателя. Когда нужно заключить письменный договор, продавец вправе просто отказать в подписании двустороннего соглашения и ничем это не обосновывать. Ваше предложение касается неограниченного и неопределенного круга лиц, как следствие, если пользователь решит стать вашим покупателем, то вы обязаны выполнить свою часть обязательств.

Как это происходит

Посмотрим, как заключается оферта. Вы размещаете на своем веб-ресурсе текст. Пока это лишь предложение, исходящее от вас. Чтобы текст превратился в договор, требуется совершение акцепта пользователем. Какими будут его шаги, детально прописывается в публичной оферте. В результате договор заключается, когда владелец Интернет-ресурса размещает публичную оферту, а пользователь сети выполняет определенные действия.  Обращаем ваше внимание на следующий момент: акцепт выполняется в отношении всех условий, без права редактирования второй стороной.

Обратная ситуация наблюдается при заключении письменного договора. Так, каждая сторона может предложить внесения своих пунктов и удаления положений, не устраивающих ее. Обе стороны считаются равноправными. В случае с публичной офертой акцепт либо принимается, либо не принимается. Но тогда при втором варианте договор не заключается.

Составляющие договора публичной оферты

В текстовом варианте договора публичной оферты, как правило, содержатся следующие основные пункты:

  • Предмет договора, оформленного в виде публичной оферты;
  • Основные термины, используемые в документе;
  • Права, а также обязанности сторон для соблюдения условий документа;
  • Условия оплаты за услуги или продажу товаров;
  • Информация о том, каким образом будет выполняться доставка со склада виртуального продавца;
  • Алгоритм услуги, если она возмездная;
  • Пошаговая информация по совершению покупки или пользования услугой с указанием путей отказа;
  • Подробный порядок возвращения купленных в магазине товаров с указанием сроков, когда это допустимо, то же самое касается и возврата денег.

Безукоснительное требование – это реквизиты администрации веб-ресурса, то есть одной стороны договора публичной оферты.  Представленный перечень не окончательный. Внесение иных пунктов индивидуально и зависит о направления деятельности площадки в сети. В Интернете можно свободно скачать образцы публичной оферты, подходящие для услуг вашего веб-сайта. Тем не менее, рекомендуется внимательно вычитать его, проконтролировать, имеются ли в нем все существенные моменты, по всем ли позициям подходит вам договор. Как в нем решаются денежные вопросы? Как определена ответственность сторон? В качестве варианта можно подобрать наиболее подходящий для себя вариант шаблона и провести полноценный юридический анализ.

Как показывают опыт и юридическая практика, лучшим вариантом является заказ подготовки договора публичной оферты. Подобный докумет будет в полной мере отражать специализацию веб-ресурса и защищать интересы его владельца.

Оставить комментарий

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.